Места земные разнятся, как люди: есть хорошие и не очень, есть приветливые и с хитрецой. Человек рождается на свет, чтобы открывать мир. Даже в отчем доме малыш обнаруживает самые таинственные уголки, а что уж говорить о районе – сплошные тайны. Если расспросить старожилов, то можно сложить мозаичную картину, многие фрагменты которой окажутся утраченными, так как сама картина скорее угадывается, нежели видится. Иное дело документы. Даже один, небольшой по объёму, порой может дать представление о разнообразной жизни целого района и подтолкнуть любознательный ум к раздумьям о прошлом и настоящем и к дальнейшим поискам.
Как жили люди в прошлом? Каким было наше село? Была ли в нём церковь? На эти и другие вопросы мы с кружковцами искали ответы.
Вначале обратились к топономико-краеведческому очерку «Тросна» Василия Агошкова, нашего местного краеведа, бывшего учителя Гнилецкой основной школы, но исчерпывающего ответа на вопрос об истории церкви мы не нашли.
Многие столетия наш боголюбивый народ с особым почтением относился к церкви. В книге «Историческое описание церквей, приходов и монастырей в Орловской епархии» (Орёл, 1905 г.) приводятся сведения о храмах, которые действовали на территории, занимаемой сейчас нашим районом. За годы Советской власти в районе было разрушено около 20 церквей и храмов без остатка, вместе с тем скудела и разрушалась сама духовная жизнь. Были попраны и забыты основы православия, отвергнуты слова Христа Спасителя: «Без меня не можете творити ничесоже».
В сёлах Чернь и Березовец (Никольское) были церкви во имя Николая Чудотворца, в селе Сомовка (Сомово) – в. и. Великомученика Иоанна Воина, в селе Гнилец – в. и. Архангела Михаила с приделом в. и. Татианы-мученицы, в селе Студенок – в. и. Архистратига Михаила, в селах Покровское, Воронец, Жерновец, Высокое – в. и. Покрова Пресвятой Богородицы, в селе Ефратово (Тросна) – в. и. Успения Пресвятой Богородицы, в селе Каменец – в. и. Богоявления Господня, в селе Малахова Слобода – в. и. Великомученицы Параскевы, в селе Пенное – в. и. Казанской Божией Матери с приделом в. и. Архангела Михаила, в селах Рождественское, Муравль – в. и. Рождества Пресвятой Богородицы, в селе Старые Турьи – в. и. Параскевы Пятницы, в селе Новые Турьи – в. и. Великомучеников Кирика и Улиты, в селе Ломовец – в. и. Великомученика Георгия.
Наше село Тросна образовалось, скорее всего, в XVIII веке, но каких-либо документальных, археологических подтверждений пока не найдено.
В Орловских епархиальных ведомостях 1734 года есть сведения и о селе Тросна, и о храме: «Село Тросна – въ 68 в. отъ г. Орла и въ 28 в. отъ г. Кром на Курско-Харьковском шоссе, на речке того же наименования.
Въ древности (напр. въ ведомости 1734 г.) оно называлось и теперь, хотя редко, называется «Ефратово». О происхождении этого названия ничего не говорят ни церковные документы, ни местные предания. Въ с. Тросна имеется почтовое отделение. К селу приписаны д. Суровцово (разделяющееся на Малую Тросну и Александровку), Барково и Игинка. Въ приходе 1318 душъ обоего пола – крестьянъ, принадлежащих прежде г. Хлюстинымъ, Анненковым, Ахочинскимъ, Дерюгинымъ и Игинымъ. Главное занятие – земледелие; почва земли – глинистая. Приходъ образовался, вероятно, въ XVII в. И тогда в селе Тросна, по преданию, былъ храмъ во имя великомученика Дмитрия Солунского, память коего (26 октября ст. стиля) прихожане до сих поръ чтутъ как свой престольный праздникъ. О судьбе этого храма ничего неизвестно.
По ведомости 1734 г., въ с. Ефратове значится церковь во имя Успения Пр. Богородицы. Нынешний деревянный холодный однопрестольный Успенский храм былъ сооружен въ последней четверти XVIII в. помещиком с. Тросна – майором Антон. Семен. Хлюстинымъ. Первоначально онъ имелъ продолговатую форму; въ 1881 г. былъ расширен съ северной и южной сторонъ, вследствие чего получилъ видъ креста, и капитально ремонтирован внутри и снаружи; в 1899 г. въ нем былъ поновлен старинный иконостасъ. Достопримечательные святыни храма составляют: пожертвования въ 1889 и 1895 гг. дворян. Михаил. Петров. Ахочинскимъ небольшой кипарисный кресть въ серебряной оправе, съ частицами мощей пр. Арсения затворника, Пимена постника и Агафоника, и икона Казанской Божией Матери старинной живописи въ сребро-позлащенной ризе. Помещик Пав. Петр. Игинъ сделалъ вечный вкладъ въ церковь 3000 руб., положенныхъ на хранение въ Орлов. город. общественном банке. Земли при церкви 33 дес. Причтъ двухъчленный. Въ с. Тросна имеется земское училище съ 1875 г. и приходское попечительство съ 1881 г.».
Главной архитектурной доминантой и общественным центром Тросны была церковь, на ремонт и укрепление которой господа не жалели денег. Она располагалась на высоком бугре у слияния двух ручьев, образующих речку Тросну. Рядом с церковью в. и. Успения Пресвятой Богородицы располагалось кладбище, которое и сейчас есть и называется в народе Троснянским. Есть еще Суровцовское кладбище в деревне Суровцово, что тоже в центре села. Эти последние приюты, последние пристанища человека, последнее место, где он «гостит», напоминают нам о бренности жития и сегодня.
Изучив архитектуру церквей, можем выделить несколько типов: крестово‑купольные, шатровые, ярусные, церкви-ротонды, храмы-корабли. Судя по описанию в ведомостях 1734 года, наша сельская церковь была крестово‑купольной. Храм был деревянный, холодный, на фундаменте, скорее всего, «клецкого типа». К сожалению, графических материалов изображения церкви в ее первозданном виде не обнаружено, и мы с краеведами музея можем только предположить и нарисовать (см. рисунок).
Под храмом находились глубокие подвалы со сводчатыми потолками, и мальчишки 1950-60‑х годов рождения их помнят. В стенах были сделаны каменные ниши, для чего – неизвестно. Подвалы были опасны, так как могли обрушиться.
Храм обычно строился «иждивением» местного священника и помощью здешних помещиков. Они и приобретали необходимую церковную утварь: иконы, богослужебные книги, ризы, колокола, свечи. Прихожане-селяне были безземельными крестьянами и жертвовать на храм не имели возможности. В воспоминаниях А. Золотарева, почетного колхозника колхоза «Красный май» Кромского уезда 1930‑х годов, говорится о беспросветной нищете крестьянства начала XIX века.
В очерке «Тросна» В. Агошкова есть статья «Бывшие церкви», в которой рассказывается, что церкви волости были богаты, имели казну и золотом, и серебром, храмовые чудотворные иконы в серебряных ризах, богато украшенных драгоценными камнями, и мощи святых. По указанию партийных и советских органов для помощи голодающим Поволжья было решено провести изъятие золотых и серебряных вещей из церквей волости. Комиссию по изъятию ценностей в церквях волости возглавил представитель Кромского уездного исполкома Круглов. А когда же была уничтожена церковь?
Может быть, к тому времени ее уже разрушили? Ведь по всей стране ликвидировали храмы, несмотря на то что многие из них представляли историческую и культурную ценность. Нет, деревянная церковь осталась. Ее разобрали немцы на блиндажи. А кирпичную кладку фундамента селяне разобрали уже после войны на постройку своих домов. Был такой случай: мужчины села Ефратово приехали на лошади с телегой за кирпичом, только приступили к работе, как резко изменилась погода, налетел ветер, потемнело, стало страшно. Эти люди засобирались домой, поднялись на бугорок своей деревни – все стихло, выглянуло солнышко… С тех пор кирпич не брали.
Сейчас на этом месте установлен крест с табличкой, в которой указано, что здесь в 1734 году стоял храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.
На протяжении многих десятилетий троснянцам искать утешения и поддержки было негде: старый храм разрушен, а нового не построили. При необходимости людям приходилось ездить в церковь в Кромы и Фатеж. Не забыл о нас Господь, послал инициативных людей, которые вышли с предложением к архиепископу Орловскому и Ливенскому Паисию с просьбой о благословении общины.
Летом 1992 года по благословению настоятеля Свято-Троицкой церкви Орла отца Иоанна и настоятеля Свято-Никольской церкви поселка Кромы отца Сергия создали приходской совет, куда вошли и наши селяне.
Сразу же возник вопрос: где строить новый храм? Вначале планировали на месте прежнего, но, видимо, по Промыслу Божию, вскоре освободились здание конторы ЖКХ и столярная мастерская. Посмотреть на выбранное место приехал Владыка, оно ему понравилось, так и остановились на этом решении.
5 августа 1997 года прошло освящение временного помещения для богослужения, протоиерей отец Петр Силаков был назначен настоятелем Свято-Успенского прихода. А в праздник Преображения Господня – 19 августа – состоялась первая Божественная литургия. Так впервые за многие годы молчания затеплилась духовная жизнь в стенах бывшей столярной мастерской.
1 октября 1998 года в Тросне произошло важное событие. Этот день вошел в историю села, Орловской епархии и христианской православной церкви. Для благословения строительства новой Свято-Успенской церкви в Тросну приезжал его преосвященство архиепископ Орловский и Ливенский Паисий, духовные власти Орла, Кром и Курска. В основание будущей церкви заложили первый камень.
Трудное бремя легло на плечи отца Петра, ведь строить храм пришлось с нуля. Миром строили, все вместе, по крупицам собирались средства для закупки стройматериалов. Семь долгих сложных лет длилось строительство. Итог – храм возведен.
13 лет назад Свято-Успенская церковь в Тросне была записана в книгу жизни на небесах – на русской земле загорелся еще один светильник Христовой веры. В центре села возвысилась красавица церковь. И пусть не все мы сегодня стали верующими, но теперь есть место, где любой человек может поставить свечу памяти, надежды. Храм выполняет свою духовную миссию: по средам проходят богослужения и панихиды; в субботу, воскресенье и праздники, которые выпадают в середине недели, Всенощное бдение и Божественная литургия (в эти дни можно исповедаться и причаститься). Батюшка совершает все необходимые требы: молебны, панихиды, а также крестит, соборует, отпевает. А к престольному празднику великомученика Димитрия Солунского зазвучал здесь колокольный звон, не давая забыть нам о том, зачем мы живем на этой земле, тревожа нашу душу и совесть.
По благословению архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона будут определяться места разрушенных храмов – отмечаться крестами. В селе Жерновец готовится место для обустройства места бывшего храма.